Обзор №30. Фильм. Хэллоуин (1978).
Фильмы ужасов имеют нехорошую тенденцию обрастать сиквелами. Кошмар на улице Вязов, Пятница 13, Детские игры, Восставший из ада. Но все это стартовало уже в 80е. Но есть один фильм, который запустил длиннющую серию (хоть и иногда "забывающую" события некоторых предыдущих фильмов) еще в 1978. И заодно породил самого жуткого неубиваемого ублюдка в истории.
Фильм описывается очень кратко: парень сбегает из психушки, прибывает в родной город, весь день следит за какой-то Лори Строуд. На дворе, кстати, канун Хэллоуина. Ближе к ночи он начинает мочить некоторых ее знакомых (впрочем, трупов очень мало). А затем Лори предстоит решающая схватка с этим монстром. И все это время по пятам за злодеем идет Сэм Лумис - имхо самый крутой психиатр в истории кинематографа. Вооруженный револьвером.
Фильм неторопливый, по нынешним меркам - даже слишком. Зритель за первые 50 минут легко может заскучать. Но в этом есть свой шарм, а маска Майкла пугает до чертиков без всяких скримеров.
А теперь - что отличает этот фильм от остальных слэшеров? Ну, во-первых, это первый классический слэшер в истории. Во-вторых, здесь есть глубокая драма, время от времени излагаемая Лумисом. Именно ее я кратко и изложу.
Майкл Майерс в 6-летнем возрасте заколол ножом свою 15-летнюю сестру сразу после того как она хорошо провела время со своим парнем. Пацана заперли в психушку. А теперь цитата Сэма Лумиса:
"I met him fifteen years ago. I was told there was nothing left. No reason, no conscience, no understanding and even the most rudimentary sense of life or death, of good or evil, right or wrong. I met this six-year-old child with this blank, pale, emotionless face, and the blackest eyes, the devil's eyes. I spent eight years trying to reach him and then another seven trying to keep him locked up, because I realized that what was living behind that boy's eyes was purely and simply...evil."
Еще до первого показанного убийства страх на зрителя наводит не только подглядывающий за углом Майерс, но и поведение Лумиса. Он до жути боится Майкла, выхватывает револьвер при любом внезапном звуке и поднимает на уши местную полицию. Все это говорит о его пациенте гораздо больше, чем действия самого пациента.
Актерская игра бесподобна. Дональд Плезенс еще раз доказывает, что является гением, а Джейми Ли Кёртис выдала прекрасный старт карьеры, показав, что даже превосходит свою мать, известную по другому фильму близкого жанра, Психо. Настоящая королева крика. Джон Карпентер умудрился не только прекрасно срежиссировать фильм, мастерски руководя зрительским напряжением, но еще и написал шикарный саундтрек.
У этого фильма даже есть неплохой перевод, хотя Плезенса необходимо смотреть в оригинале. Серьезно, даже если вы не фанат хорроров, но любите классику или Плезенса - посмотрите Хэллоуин 1978 года. Только не перепутайте с его прямым сиквелом 2018 или ремейком 2007, они имеют одинаковые названия.